lorem         Детство — это летний ветер, парус неба и хрустальный звон зимы. Детство — это значит дети! Дети — это значит мы! Р. Рождественский         lorem
Логопед — Ковчег детства.

Логопед

image70Заикание у ребенка

Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Нарушение речи у детей дошкольного возраста

Заикание у ребенка

Заикание   —   такое   нарушение   плавности   речи, когда   запинки, повторение  и  растяжение   слогов  и  звуков  сопровождаются  мышечным напряжением   —   судорогой   произносительного   аппарата   (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание — внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений. В некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого — неплавность речи, а подводная часть — различные причины, приведшие к этому.

 

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.

Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются   у   большинства   детей.   Они   называются   физиологическими.

Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что   затрудняют   общение, появляется   основание   для   беспокойства.   Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру.

Заиканием   страдает   примерно   3%   детей.   Его   распространенность зависит от такой особенности языка, как темп речи. У французов заикается 5-7%, у немцев — 2% населения, американские индейцы не заикаются вообще.

Заикание у мальчиков отмечается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Вероятность возникновения заикания увеличивается:

  • если заикается кто-то из родственников;
  • у аллергиков;
  • при частых респираторных заболеваниях;
  • при нарушении внимания

 

РЕЖИМ И РЕКОМЕНДАЦИИ

При   остро   возникшем   заикании первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте   все   возможное, чтобы ребенку не надо было туда ходить.

Посещение детского сада в таких случаях противопоказано!

Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца.   Попробуйте мобилизовать для этого всех членов семьи.

Чем   быстрее   удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз!

Часто общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок.

Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума такое общение, даже если это члены одной семьи. Полезно будет составить список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние.

 

Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

   В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Таким образом, можно определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду и дома:

1.Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

  1. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов.
  2. Активизация словаря, т.е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.

Нашей задачей и задачей родителей является анализ содержания словарной работы с детьми дошкольного возраста в процессе их ознакомления с предметами окружающего мира и явлениями общественной жизни. В разных возрастных группах это содержание знаний имеет свою специфику.

На 2-ом году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек и др., с которыми они действуют в детском саду и дома.

К концу второго года жизни можно говорить о возникновении элементарных обобщений. На этой основе возникает возможность учить детей обозначать одним словом сходные предметы и дифференцировать (различать) одни группы предметов от других.

На 3-ем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах.

На 4-ом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т.п., т.е. то, с чем они сталкиваются повседневно.

В этом возрасте в программе значительное внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов: дифференцируются части и детали предметов, их величина, а также пространственные и временные отношения, что находит отражение в соответствующем словаре, обозначающем части суток и их признаки, вводятся слова, обозначающие пространственные отношения. Расширяется в словаре детей и круг слов, обозначающих названия цветов и форм окружающих предметов, а также вкусовых ощущений.

На 5-ом году жизни предусматривается введение в активный словарь названий всех предметов, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Вводятся в активный словарь слова, обозначающие части и детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные отношения.

В этом же возрасте в словарь вводятся слова, обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посуда и др.), на основе выделения существенных признаков и обобщения по ним.

На 6-ом году жизни главным содержанием словарной работы в процессе ознакомления с предметами становится дальнейшее введение в словарь слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по степени выраженности, а также включают в словарь названия материалов и их предметов.

На 7-ом году жизни особое внимание уделяется точности словоупотребления при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов. Продолжается работа по формированию новых понятий и дифференцировке известных, и на этой основе расширяется словарь.

Итак, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

 

Нарушение речи у детей дошкольного возраста

Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начать исправлять их в первые три года жизни ребенка, с течением времени добиться успеха будет гораздо сложнее.

Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия -нарушение звукопроизношения — замена  звуков, их искажение, пропуск,  перестановка  слогов, неправильная  расстановка  ударений,  «проглатывание»  окончаний  слов,  небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.

Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу  занятий  с  учетом индивидуальных особенностей  ребенка.  Со многими проблемами  невозможно  справиться  без  помощи специалиста,  владеющего  определёнными  методиками,  но  работа  по  коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.

Логопед советует

Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережевывание грубой пищи,  полоскание  рта,  надувание  щек,  перекатывание  воздуха  из одной щеки в другую и т.д.

Разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык».

Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.

Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.

Говорить четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.

Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Ее цель -заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более  послушными.  Она  включает  упражнения  для  тренировки  органов артикуляционного  аппарата,  отработки  необходимых  для  правильного произнесения  звуков  положений  губ,  языка,  мягкого  неба.  Первое  время необходимо работать перед зеркалом.

Не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.

Использовать упражнения для развития мелкой моторики.

При заикании хорошие результаты  дают  музыкальные  занятия, способствующие  развитию  речевого  дыхания,  темпа  и  ритма. Занятия с малышом  не  должны  быть  скучным  уроком,  необходимо  постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребенка на положительный результат, чаще хвалить его.

Развиваем пальчики —стимулируем речевое развитие.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа

«Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?

Покажите  малышу,  как  можно  складывать  забавные  фигурки  из  спичек  или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.

Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга  и  пользы  от  такого  рисования!  Двухлетний  малыш  справится  с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения  регулярно, и  Вы  увидите,  что  ребенок  стал  быстрее  запоминать рифмованные  тексты,  а  его  речь  стала  более  четкой  и  выразительной.   Выразительно  произносите  текст  и  показывайте  ребенку  сопровождающие  его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

974928701

detskiy sadik kiev-2